Вибродиагностика. Железнодорожный транспорт

Справка по работе вибродиагностического комплекса мотор-вагонного депо Горький – Московский за 2003 год

 
Сергеев А. А., начальник лаборатории диагностики и АСУ ДОПП-2


Состав комплекса
Комплекс состоит из трехканального переносного сборщика-анализатора СМ-3001 и программного обеспечения АРМИД® (автоматизированного рабочего места инженера диагноста). В состав ПО АРМИД® входят: система управления базами данных, специализированные по сериям электропоездов программы диагностики, а так же редактор диагностических алгоритмов.


Принцип работы комплекса
При помощи системы АРМИД® созданы базы данных, включающие все электропоезда приписки депо. Перед началом измерений в прибор СМ-3001 загружаются маршруты измерений из системы АРМИД®. В цехе вывешиваются и прокручиваются моторные колесные пары, вибросигнал с них записывается сборщиком СМ-3001. После этого в лаборатории результаты измерений автоматически принимаются в те базы данных из которых были загружены и производится автоматизированная диагностика.
Время измерений на одной колесной паре не превышает 3-х минут, а 10-ти вагонного поезда (5 моторных вагонов) составляет около одного часа. Диагностика 10-ти вагонного поезда в лаборатории не превышает 20-ти минут вместе с распечаткой результатов.
Методами вибродиагностики выявляются неисправности зубчатого зацепления, узла вала малой шестерни, опорного подшипника, резино-кордовой муфты, буксового узла, подвески редуктора.Диагностируются все колесно-редукторные блоки (КРБ) электропоезда на ТР-1, ТР-2, ТР-3 и КР-1 в условиях депо, на ТО-3 диагностируются КРБ по замечаниям локомотивных бригад и стоящие на контроле.Результаты вибродиагностики хранятся в базах данных и в виде технических отчетов вклеиваются в книги замеров соответствующих машин.
КРБ, имеющие браковочные параметры по вибродиагностике на линию не выдаются.


Результаты работы комплекса.

  • В 2003 году было продиагностировано 5008 КРБ (см. табл.1)
  • Выкачено по результатам диагностики 6 КРБ, в том числе 4 по зубчатому зацеплению и 2 по опорному подшипнику.
  • По результатам диагностики в процессе ремонта было устранено 237 неисправностей, в том числе 5 по буксовому узлу, 41 по зубчатому зацеплению, 8 по узлу вала малой шестерни, 44 по опорному подшипнику, 18 по резино-кордовой муфте, 121 по подвеске редуктора.
  • Достоверность выявления дефектов по всем узлам составила от 96% до 98%.
  • Браков по диагностируемым узлам в 2003 году не было.
  • Экономический эффект от работы комплекса в 2003 году составил 196 тысяч рублей.



Эффект от применения диагностического комплекса достигнут в основном за счет выявления неисправностей, которые могут быть устранены в процессе ремонта путем добавления смазки, регулировки зазоров, перекосов, крепежа. 237 таких неисправностей было выявлено в 2003 году. Благодаря этому диагностируемые узлы КРБ работают в эксплуатации в нормальных условиях.
Результаты проведения испытаний вибродиагностического комплекса СМ-3001 за период с 1.01.2003 г. по 31.08.2003 г. приведены в табл.2, 3.


Табл.1. Расчет достоверности диагностики по неисправностям требующим выкатки КРБ или смены его элементов по депо Горький – Московский за 2003 год.

Диагностируемый узел Букс. узел Зубч. зацеп. УВМШ Опо-рный стакан РКМ Подве-ска реду-ктора
Всего продиагнос-тировано 5008 5008 5008 5008 5008 5008
Факти-ческое состояние Количество исправных 5008 5003 5007 5007 5008 5007
Количество не-исправных 0 5 1 1 0 1
По результа-там диагнос-тики Количество исправных 4941 4874 4962 4858 4863 4820
Количество неисп-равных 67 134 46 150 145 188
Подтв. неиспра-вности 0 4 0 1 0 1
Пропуск дефекта Количество 0 1 1 0 0 0
% 0.00% 0.02% 0.02% 0.00% 0.00% 0.00%
Перебра-ковка Количество 67 130 46 149 145 187
  % 1.3% 2.6% 0.9% 3.0% 2.9% 3.7%
Достоверность 98.7% 97.4% 99.1% 97.0% 97.1% 96.3%



Табл.2. Результаты проведения испытаний вибродиагностического комплекса СМ-3001 по определению неисправностей, не требующих выкатки колесных пар за период с 1.01.2003 г. по 31.08.2003 г.

Диагностируемый узел Букс. узел Зубч. зацепл УВМШ Опор-ный стакан РКМ Подве-ска реду-ктора
Всего продиагнос-тировано 3438 3438 3438 3438 3438 3438
Факт.
Сост-ояние
Исправные 3433 3410 3431 3404 3413 3292
Неисп-равные 5 28 7 34 25 146
По рез-там диагно-стики Исправные 3268 3152 3316 2980 3177 3062
Неисп-равные 170 286 122 458 261 376
Количество пропусков дефектов 0 0 1 1 7 58
Вероятность пропуска дефекта 0% 0% 0.03% 0.03% 0.2% 1.69%
Вероятность "ложной тревоги" 4.8% 7.5% 3.3% 12.3% 6.9% 6.7%
Вероятность правильного диагноза 95.2% 92.5% 96.6% 87.6% 92.9% 91.6%
Среднее время диагностики, мин 4 4 4 4 4 4



Табл.3. Результаты проведения испытаний вибродиагностического комплекса СМ-3001 по определению неисправностей, требующих выкатки колесных пар за период с 1.01.2003 г. по 31.08.2003 г.



Диагности-руемый узел Букс. узел Зубч. зацепл УВМШ Опор-ный стакан РКМ Подвес-ка редук-тора
Всего продиагно-стировано 3438 3438 3438 3438 3438 3438
Факт.
состо-яние
Исправ-ные 3438 3434 3438 3437 3438 3438
Неисправ-ные 0 4 0 1 0 0
По рез-там диагно-стики Исправ-ные 3385 3354 3404 3320 3328 3288
Неисправ-ные 53 84 34 118 110 150
Количество пропусков дефектов 0 1 0 0 0 0
Вероятность пропуска дефекта 0% 0.03% 0% 0% 0% 0%
Вероятность "ложной тревоги" 1.5% 2.4% 1% 3.4% 3.2% 4.3%
Вероятность правильного диагноза 98.5% 97.6% 99% 96.6% 96.8% 95.7%
Среднее время диагностики, мин 4 4 4 4 4 4