Вибродиагностика. Железнодорожный транспорт

Анализ работы вибродиагностического комплекса электропоездов Горьковской железной дороги за 2002 год

 


А.А. Сергеев, начальник лаборатории диагностики и АСУ депо Горький – Московский.


Состав комплекса.
Лаборатории:
Центральная лаборатория диагностики находится в локомотивном депо Горький – Московский , две лаборатории в депо Киров и в депо Казань.


Оборудование:
В каждой лаборатории имеется по одному сборщику – анализатору СМ-3001 (Зарегистрирован в отраслевом реестре средств измерений МПС под № МТ 016.2002), программное обеспечение "АРМИД®" (Автоматизированное Рабочее Место Инженера Диагноста).

График №1




На графике №1 видно, что более половины парка электросекций дороги сосредоточено в депо Горький – Московский. Депо Горький – Московский производит все виды ремонта и имеет в своем парке все серии электропоездов переменного тока (см. График №2). В депо расположена центральная лаборатория диагностического комплекса, укомплектованная квалифицированными специалистами.
Программное обеспечение "АРМИД®" ориентировано на работу в компьютерных сетях, используя его возможности специалисты центральной лаборатории осуществляют постоянную техническую поддержку лабораторий депо.
На графике №2 показано распределение парка электросекций дороги по сериям и депо приписки. Основную часть парка составляют электропоезда ЭР9, ЭР9п и ЭР9е. В последнее время на дорогу стали поступать электропоезда ЭД9 различных индексов. Для всех серий электропоездов разработаны специализированные диагностические программы, которые сначала отлаживались в депо Горький – Московский, а затем внедрялись в депо Киров и Казань. Наиболее старый парк электросекций в депо Горький - Московский – в основном ЭР9, ЭР9п, наиболее современный в депо Казань – ЭР9е и ЭД9м.

График №2




Средние пробеги электросекций и от постройки показаны на графике №3. Из этого графика видно, что парк депо Горький – Московский практически вдвое старше парка депо Казань. Возраст парка депо Киров приблизительно равен среднему по дороге.

График №3




На графике №4 показано количество продиагностированных колесно-редукторных блоков (КРБ) электропоездов по депо дороги. Оно соответствует количеству приписного парка каждого депо. Следовательно охват диагностикой приписного парка во всех депо дороги одинаков.

График №4



График №5



График №6



На графике №5 показано количество неисправностей КРБ, требующих смены КРБ или его элементов по депо дороги за 2002 год. На Графике №6 то же по дороге в целом. Из этих графиков видно, что 61% неисправностей был выявлен с применением диагностики. Однако из всех неисправных КРБ было продиагностировано только 82%. Это вызвано в основном организационными причинами. Штат инженеров диагностов минимален: два человека в лаборатории обследования проводятся только в дневные смены. Большинство же ТО-3 проводится в ночное время, и именно этот вид ремонта выявляет достаточно большое количество неисправностей. Количество приборов СМ-3001 – по одному в каждой лаборатории - недостаточно для диагностических обследований при проведении всех видов ремонта. Диагностика в настоящее время производится только на ТР-1 и ТО-3 в дневное время.
Надежность приборов СМ-3001 высокая, за все время эксплуатации их на Горьковской железной дороге не было ни одной серьезной неисправности. Периодически возникают неисправности в разъемах датчиков, но они оперативно устраняются в депо, а на время ремонта используется переходной комплект. Переходного комплекта приборов СМ-3001 на дороге не имеется, и хотя эти приборы очень хорошо показали себя в эксплуатации рано или поздно они потребуют ремонта, на это время диагностика остановится. На Горьковскую дорогу необходима поставка еще как минимум 3-х комплектов СМ-3001 с программным обеспечением "Win-АРМИД®". Это позволит включить диагностические обследования во все виды ремонта и предотвратит возможные сбои в проведении диагностики.
Достоверность диагностики по основным узлам КРБ составляет около 90%. Таблица расчета достоверности по депо Горький – Московский приведена ниже, по остальным депо дороги результаты аналогичны.

Таблица расчета достоверности диагностики по неисправностям требующим выкатки КРБ или смены его элементов по депо Горький – Московский за 2002 год.

Узел Букс. Узел Зубч. Зацепл. УВМШ Оп. Стакан РКМ Под-веска
Всего продиагностировано 2709 2709 2709 2709 2709 2709
Фактическое состояние Количество исправных 2709 2701 2707 2704 2708 2680
Количество неисправных 0 8 2 5 1 29
По результа-там диагностики Количество исправных 2371 2257 2397 1950 2140 2070
Количество неисправных 338 452 312 759 569 639
Подтв. неисправ-ности 0 7 0 4 0 26
Пропуск дефекта Количество 0 1 2 1 1 3
% 0.00% 0.04% 0.07% 0.04% 0.04% 0.11%
Перебра-ковка Количество 338 445 312 755 569 613
% 12.5% 16.4% 11.5% 27.9% 21.0% 22.6%
Достовер-ность   87.5% 83.5% 88.4% 72.1% 79.0% 77.3%



Примечание:Пропуски дефектов по узлу вала малой шестерни (УВМШ) резино-кордовой муфте (РКМ) по депо Горький – Московский объясняются тем, что диагностика по данным КРБ не проводилась более 2-х месяцев. Это вызвано тем, что данные секции вставали на ТО-3 и ТР-1 в ночное время. По другим депо эти неисправности выявляются достаточно надежно (см. График №5).